Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.
Живописный и графический портрет XVIII – начала XX века из собраний Музея В.А. Тропинина и московских художников его времени и Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника
Женский образ служил источником вдохновения для художников и писателей, поэтов и композиторов самых разных стран и эпох. При этом каждая культура формировала свой идеал женственности. Женщина становилась воплощением утонченности, изящества, гармонии. В ней видели существо возвышенное и благородное, изменчивое и противоречивое. С давних времен женщина – жена и мать – являлась олицетворение домашнего уюта и семейного благополучия.
Выставка «Этот милый женский образ…» рассказывает о том, как менялся подход к изображению женщины в России в период с XVIII по начало XX в.
Первая ее часть знакомит зрителя с парадным светским портретом XVIII столетия. Ключевое место здесь по праву занимают портреты Елизаветы Петровны и Анны Леопольдовны, выполненные французским живописцем Луи Караваком. Представлены здесь и изображения представительниц русского дворянства, написанные Карлом Людвигом Христинеком и Пьетро Ротари. В то время считалось особенно престижным иметь в семейных собраниях полотна, созданные западными художниками. Однако со временем в России появляются и собственные мастера портретной живописи, одним из которых становится ученик Пьетро Ротари Федор Степанович Рокотов. На выставке можно увидеть портрет неизвестной дамы в лиловом платье, созданный им в 1770-е годы.
Во второй половине XVIII в. формируется еще один тип портретного искусства, где художники начинают больше внимания уделять человеческой личности с ее индивидуальными особенностями и психологической характеристикой. Такие портреты носят более камерный характер и рассказывают нам о внутреннем мире, мыслях и чувствах изображенных. В течение XIX столетия это направление приобретает все большую популярность.
Особым явлением в русском искусстве становится купеческий портрет. В этих работах ценилось, прежде всего, внешнее сходство, а также наглядное отображение общественного статуса и благосостояния модели. Авторами портретов часто являются малоизвестные художники, в том числе, крепостные. Однако есть среди представленных в зале купеческих портретов и полотно известного русского живописца первой половины XIX в. Василия Андреевича Тропинина. Это портрет Е.В. Мазуриной, урожденной Третьяковой. Кисти Тропинина принадлежит и картина «За прошивками», запечатлевшая простую и трогательную красоту девушки из народа.
Наряду живописными полотнами и графическими листами на выставке представлено несколько портретных миниатюр. Впервые подобные произведения появились в России при Петре I. Будучи первоначально атрибутом исключительно светской культуры, миниатюры с течением времени получают распространение и в купеческой среде.
Представленная на выставке галерея портретных образов знакомит нас с эстетическими ценностями различных эпох и дает возможность по-новому взглянуть на идеалы своего времени.